ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОСТИНИЧНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

В рамках реализации областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ярославской области» на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 09.02.2018 № 62-п,  для использования в работе следующие антикоррупционные просветительские видеоматериалы:

https://cloud.mail.ru/public/q7AA/5KBJHHUdb

https://cloud.mail.ru/public/4QLH/2PaWm6eee

«Коррупция — это злоупотребление служебным положением  либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

"Роль общества и семьи в преодолении коррупци"

Семья – это ячейка общества, которая прививает ценности, традиции, культуру, образ жизни и мировоззренческие установки личности с малого возраста. 

Сегодня одним из приоритетов в деятельности департаментаявляется формирование антикоррупционной культуры среди подрастающего поколения. 

Сможет ли современная семья выработать иммунитет к коррупции в обществе? Направлены ли семейные традиции, обычаи и культура на формирование антикоррупционного поведения личности? Как вообще семья оценивает и воспринимает коррупцию, которая проникла вглубь и вширь, в человеческие отношения в целом? Осуждает ли семья коррупцию как нарушение морально-этических норм, как чуждое культуре нации? Все эти вопросы требуют серьезного анализа роли семьи в современном обществе.  

Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта, нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Если положительный опыт окружающей действительности станет доминирующим, то в их жизни сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе. Прежде всего каждый человек должен начать с воспитания самого себя.

Сегодня сотрудники департамента тесно взаимодействуют с молодежными организациями, студентами вузов, учащимися средних учебных заведений. Проводятся совместные мероприятия различного формата: дисскуссионные, диалоговые площадки, семинары, лекции, акции, осуществляются различные проекты.

К примеру, в средних учебных заведениях внедрена программа формирования антикоррупционной культуры  в контексте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.Проводятся комплексные мероприятия по формированию чувств патриотизма и антикоррупционной культуры у подрастающего поколения, создание условий  для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного гражданина.

Мы должны понимать, что забота о подрастающем поколении – это важнейшая интеллектуальная и материальная инвестиция в наше будущее. Главными результатами этого вклада должны стать воспитание молодого поколения в духе нетерпимости к любым проявлениям коррупции, формирование уверенности в завтрашнем дне, в наличии перспектив на  будущее.

"Защита от коррупции"

 Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

    Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

  • Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

    Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

    Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

"Как решить проблему коррупции"

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:1

  1. Постоянном анализе изменений коррупции и её причин;

  2. Определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

  3. Развитии антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

  4. Разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

  5. Координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;

  6. Специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

  7. Использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

  8. Систематической оценке результатов работы и корректировки мер.

При специальном предупреждении коррупции важны:2

  1. Установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

  2. Повышенный контроль за доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, взаимосвязанного с коррупцией (выдача информации, не подлежащей официальному распространению, и т.п.), кадровой политикой, использованием, в том числе ротации кадров;

  3. Режим обеспечения безопасности лиц, участвующих в борьбе с коррупцией, организованной преступностью, а также членов их семей и других близких людей;

  4. Устранение фактов расхождения закреплённых законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

  5. Введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, льгот, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

  6. Производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.

Предупреждение коррупции в частном секторе, как это предусмотрено той же Конвенцией ООН1 включает меры, к которым относится:

  1. Содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и соответствующими частными организациями;

  2. Содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе соответствующих частных организаций, включая кодексы поведения для правильного, добросовестного и надлежащего осуществления деятельности предпринимателями и представителями всех соответствующих профессий и предупреждения возникновения коллизии интересов, а также для поощрения использования добросовестной коммерческой практики в отношениях между коммерческими предприятиями и в договорных отношениях между ними и государством;

  3. Содействие прозрачности в деятельности частных организаций, включая, в надлежащих случаях, меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими;

  4. Предупреждение злоупотреблений процедурами, регулирующими деятельность частных организаций, включая процедуры, касающиеся субсидий и лицензий, предоставляемых публичными органами для осуществления коммерческой деятельности;

  5. Предупреждение возникновения коллизии интересов путём установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор;

  6. Обеспечение того, чтобы частные организации, с учётом их структуры и размера, обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний и чтобы счета и требуемые финансовые ведомости таких частных организаций подлежали применению надлежащих процедур аудита и сертификации.

19 мая 2008 года Президент Российской Федерации подписывает Указ "О мерах по противодействию коррупции",1 которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В данный Совет вошли 19 человек, среди которых: Президент Российской Федерации, руководители некоторых силовых ведомств, председатели высших судов Российской Федерации, несколько помощников Президента по различным вопросам, несколько министров, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судах Российской Федерации, руководитель Администрации Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства и Председатель счётной палаты.

Этот Указ установил, что основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия коррупции.

Следующим важным этапом развития противодействия коррупции было утверждение Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального плана противодействия коррупции.1

Так данный план предусматривает довольно широкий перечень мер направленных на борьбу с коррупцией. Сюда можно отнести:

- меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции;

- меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции;

- меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещёнию;

Так, основной мерой законодательного обеспечения противодействия коррупции является подготовка и внесение в Государственную Думу проекта закона "О противодействии коррупции", предусматривающего в частности:1

1) Определение понятий "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции";

2) Меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

- специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей государственных служащих;

- развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;

- совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

- возложение на государственных служащих обязанности уведомлять о ставших им известных случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение их к ответственности за невыполнение данной обязанности;

3) Определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

- совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

- разработку системы мер, направленных на совершенствования порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

- сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

- введение антикоррупционных стандартов направленных на предупреждение коррупции;

- обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

- развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

Национальный план, в законодательном обеспечении противодействия коррупции, также предусматривает внесение изменений в ряд уже существующих законодательных актов.

Мерами по совершенствованию государственного управления предусматривается осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

  1. Передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации полномочий;

  2. Реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;

  3. Создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны гражданского общества;

  4. Сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов выполняемой работы;

  5. Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

  6. Разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

  7. Выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающими возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Среди мер по совершенствованию государственного управления предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

  1. Обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885;1

  2. Обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

  3. Принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;

  4. Оказание консультативной помощи по вопросам связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

  5. Обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными случаях коррупционных и иных правонарушениях, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

  6. Проведение служебных расследований коррупционных проявлений;

  7. Взаимодействие с правоохранительными органами.

Для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:

  1. Повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

  2. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программу в области юриспруденции;

  3. Воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону;

  4. Усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

  5. Усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

  6. Разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;

  7. Законодательное закрепление правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.

Немаловажную роль играет правовое просвещение общества. Для повышения качества просвещения общества необходимы:

  1. Поддержка со стороны государства широкого участия общественных и религиозных организаций, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

  2. Формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;

  3. Повышение правовой культуры общества в целом.

Борьба с коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.

Рост раскрываемости коррупционных правонарушений невозможен без существенного улучшения работы оперативно-розыскных органов МВД, налоговой полиции, повышения профессионального мастерства работников следственного аппарата. Необходимо также разработать и широко применять стимулирующие нормы, освобождающие от ответственности второстепенных участников коррупционных правонарушений, которые активно способствовали разоблачению коррупционеров